Погуляв и изучив Флоренцию, следует отправиться на Соборную Площадь, собственно исторический центр и фактическое сердце города. Здесь располагается главный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, главное архитектурное сокровище Флоренции и ее же символ. Собственно, большинство называют храм просто Дуомо (il Duomo, что в переводе с итальянского означает "собор" или "купол"). Построено это сооружение было в период с 13-го по 19-ый века!
Сам храм имеет форму латинского креста. Все, кто оказываются рядом, обращают внимание не только на купол, но и на интересную облицовку стен, выполненную из полихромных мраморных панелей зеленых и розовых оттенков с белой каймой.
И, конечно, нельзя не восхититься размерами этого культового сооружения. Когда Дуомо строился, задумка была такова, что он должен был вмещать все население города. А оно на тот момент составляло 90 000 человек.
Сегодня, когда население Флоренции подбирается к отметке в 400 000, собор всех горожан вместить конечно не может.
Но, в любом случае, и почти что сотня тысяч цифра очень впечатляющая. Длина Санта-Марии-дель-Фьоре составляет 153 метра, а ширина 90 метров. Это один из самых красивых и знаменитых храмов не только Италии, но и всего мира.
По сути, Дуомо является олицетворением начала эпохи возрождения, когда принципы строительства и архитектура начали меняться вместе с сознанием людей.
История Дуомо
К слову, сам грандиозный собор был построен на месте другого, старого. К концу 13-го столетия Санта-Репарта (которому на тот момент было около 900 лет) начал рушиться. Вдобавок, размеры его были явно недостаточны для города. Размеры, ветхость, конечно, это еще не все причины, по которым Флоренции требовался новый собор.
Дело в том, что сияющей и великолепной Флоренции попросту был необходим храм более величественный, чем в Сиене и Пизе, городах-соперниках. Он должен был быть и больше и красивее. Первый камень заложили кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, легат папы Бонифация VIII 9 сентября 1296-го года. Ну а строительство начал зодчий Арнольфо ди Камбио.
Впоследствии, собор строили на протяжении столетий под руководством 6 архитекторов (и это минимальная цифра).
Арнольфо спроектировал три нефа, которые оканчивались под куполом 8-угольной формы. Средний неф оказался прямо на месте старинной Санта Репарты. Умер Арнольфо в 1302-ом году и строительство приостановили примерно на 30 лет. Лишь в 30-х годах 14-го века гильдия торговцев собрала деньги и начала финансирование строительства. Поручили его архитектору Джотто. Однако тот решил заняться не собором непосредственно, а строительством кампанилы (колокольни, о которой расскажу ниже). Собственно, сам Джотто также долго не протянул. Умер он в 1337-ом году, успев возвести лишь первый ярус своего творения. Общие же работы по возведению комплекса временно приостановили в 1348-ом году в связи с чумой.
Возобновили работы в 1349-ом году. Архитекторы менялись, как перчатки. Сначала возведением руководил Таленти, затем ди Лапо Гини, участвовали в строительстве Арнольди, д'Амброджо, Фьораванте, Орканья. Остатки старинной Санта-Репарты были окончательно снесены в 1375-ом году. Неф будущего Дуомо был окончен в 1380-ом году, стены были уже полностью готовы, а к 1418-ому незавершенным оставался лишь купол. Но с ним были проблемы. Которые не удавалось решить на протяжении долгого времени. Строительство снова приостановили на 40 лет! И наконец освятили собор в 1436-ом, правда готовым его назвать было нельзя. В любом случае, результат впечатлял: собор стал самым большим в Европе на тот момент!
К слову, знаменитый проповедник Савонарола выступал именно здесь!
Фасад, между тем, был не окончательный. Также пустовал и интерьер. Незавершенной Санта-Мария-дель-Фьоре была еще на протяжении веков! Российский стольник П. А. Толстой, посетив Дуомо в 17-ом веке, отмечал:
«Пришёл к саборной церкве, которая называется италиянским языком Санта Мария Фиоре, то есть Святыя Марии Цветковой. Та церковь зело велика, а снаружи зделана вся из белаго мрамору, а в белой мрамор врезываны чёрные каменья изрядными фигурами, и препорциею та церковь зделана дивною. А внутри тое церкви убору никакого нет, толко олтарь зделан изрядною резною работою из алебастру, и помост в той во всей церкве зделан из розных мраморов изрядною же работою».
Решение об окончательном завершении проекта принял герцог Франциск I, который дал приказ разобрать старый фасад и построить его заново. Таким образом, лишь в 19-ом веке Дуомо принял свой окончательный вид. Вышло, что строили собор с 13-го по 19-ый век!
Разумеется, сам собор это еще не все. К нему также примыкает великолепная кампанила вышеупомянутого Джотто. Или... Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Вот она справа:
Также не забываем о баптистерии.
Баптистерий Сан-Джованни
Баптистерий (суть, крещальня, место, где проводится крещение), посвященный Иоанну Крестителю, является самым старинным зданием площади.
Это романское строение 5-го века, просто в мраморной облицовке XI-XII-веков. Раньше апсида была полукруглая, на прямоугольную ее заменили в XIII-ом веке. Свод купола украшен византийскими мозаиками. Однако внутрь мы, к сожалению, не заходили. В баптистерии лежит антипапа Иоанн XXIII (да, да, двадцать третий).
Интерьер Дуомо
То, что писал стольник Толстой, конечно же, не имеет отношение к современному собору. Интерьер Санта-Марии-дель-Фьоре роскошен!
Еще бы, это одна из самых красивых церквей на Земле!
Внутри можно найти интересные экспонаты.
Например, часы за авторством Уччелло, созданные в 1443-ем году. Идут они и по сей день.
Необычность их, впрочем, заключается не в этом. А в том, что стрелка идет против стандартного направления.
Сами стены собора украшены изображениями различных исторических и культурных деятелей. К примеру, есть тут писатель Данте, философ Фичино, Брунеллески, Джотто. К слову, двое последних тут и похоронены.
На этом, собственно, все!
Обязательно постараемся вернуться во Флоренцию снова. Интересно, насколько изменится восприятие этого города, спустя годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий